Второй год подряд образовательная программа ТГУ «Зарубежное регионоведение» становится самой востребованной среди абитуриентов бакалавриата. Во время приемной кампании 2020 года конкурс оказался рекордно высоким – 42 заявления на одно бюджетное место.
Почему это направление стало таким популярным, что изучают студенты и что их ждет после выпуска, рассказал руководитель образовательной программы, доцент кафедры мировой политики факультета исторических и политических наук ТГУ Артем Данков.
Что изучают студенты
– В первую очередь студенты учат два языка: английский – как язык международного общения и второй на выбор: китайский, корейский или японский. Выбор определяется их личными предпочтениями. Мы понимаем, что 1 сентября прийти и выбрать язык на оставшееся время учебы очень сложно, поэтому есть переходный период в несколько недель: студенты могут посещать занятия по разным языкам, чтобы понять, какой им интереснее. Обычно большинство выбирают китайский, ряд студентов – корейский из-за популярности K-pop, однако в этом году группы распределились очень равномерно – по 10 человек в каждой.
В конце второго курса начинается блок страноведческих дисциплин, и студент начинает изучать историю страны, язык которой выбрал, политическую систему, экономику, культуру, основы делового и бизнес-этикета, а также особенности политики в сфере экологии. Последняя дисциплина совсем новая, но она важна, поскольку и в Китае, и в Южной Корее, и в Японии в последние 10-20 лет большое внимание уделяется этим вопросам, и подходы очень многообразны.
Помимо языковых и страноведческих дисциплин студенты изучают регион в целом – общественно-политическую систему или экономику, по их выбору.
На четвертом курсе студенты проходят производственную практику в качестве переводчиков в разнообразных организациях. Это могут быть международные культурные центры, организации, связанные с внешнеэкономической деятельностью, например, Томская торгово-промышленная палата, компании «Наука, техника, медицина» и «ВЭД Агент».
О востребованности программы
– Это десятый, юбилейный набор студентов, и конкурс на бюджетные места у нас традиционно высокий. В прошлом году было подано 37 заявлений на одно место, в этом – 42. Кроме того, многие поступают на платной основе, и они тоже приходят с хорошими баллами – суммарно в районе 240-250.
Я думаю, что востребованность программы связана с тем, что в последние годы интерес к странам Восточной Азии растет, причем не только в области бизнеса, но и в сфере моды, музыки, культуры в целом. Сейчас все больше абитуриентов, которые с 13-14 лет интересуются культурой и историей Китая, Кореи и Японии, они учат языки, ходят к нам на подготовительные курсы, и выбирают специальность целенаправленно – это объясняет высокий проходной балл.
Квалификационный экзамен
– По международной шкале выпускники бакалавриата могут сдать языковой квалификационный экзамен на уровень B2. Это позволяет им, например, проходить обучение в магистратурах зарубежных вузов.
Студенты всех трех языковых направлений могут сдать и международный сертификационный экзамен. По китайскому языку сертификационные экзамены проходят два раза в год на базе Института Конфуция ТГУ, для сдачи корейского и японского мы организуем поездки в Новосибирск один раз в год, в декабре.
Академическая мобильность
– У программы есть зарубежные партнеры во всех трех странах, мы активно направляем студентов на языковые стажировки. В Китае это Шеньянский политехнический университет, Университет Циндао, Нанкинский университет, Шанхайский университет и другие. Японоведы, как правило, ездят на форумы и стажировки в Токийский столичный университет, а корееведы – в Сеульский государственный университет и Университет Корё.
Для таких поездок нужно сдать квалификационный экзамен на достаточный уровень владения китайским, японским или корейским языками.
Где работают выпускники
– Есть два основных направления. Первое – это компании, выходящие на зарубежные рынки, например, «Элком+» или «ВЭД Агент». Это быстрорастущий сейчас сегмент рынка труда, поскольку всё больше компаний и организаций начинают работать со странами Восточной Азии. В первую очередь, в сфере экспорта – продукты питания, технологии, образовательные услуги. Как правило, выпускники начинают как переводчики, а затем могут работать как менеджеры или руководители бизнес-проектов, связанных с выводом того или иного продукта на азиатский рынок.
Второе направление – международные отделы различных государственных организаций, например, региональные администрации, международные отделы вузов Томска и других городов. Там они работают в качестве аналитиков и экспертов, которые обеспечивают сопровождение международных проектов, а также трудятся в составе протокольных групп, которые сопровождают крупные международные мероприятия. Например, визит посла Китая в Томск в 2018 году организовывали и сопровождали наши выпускники.
Во время приемной кампании 2020 года сотрудники управления нового набора, отборочных комиссий факультетов и институтов обработали в онлайн-режиме более 30 000 заявлений от 10 000 претендентов на 2 800 бюджетных мест. В сравнении с прошлым годом количество абитуриентов ТГУ увеличилось на 25%, а число поданных в вуз заявлений – почти на 30%.