В чем разница между тренером и фасилитатором? Кто такой фасилитатор? На эти вопросы участникам образовательного проекта «Профессия в тренде» ответила Наталья Кривошапкина, тренер международной коллегии Теодора Хойса. На мастер-классе в ТГУ она объяснила, чем отличаются эти два направления руководства, и рассказала, как можно применять фасилитацию в повседневной жизни.
Что же такое фасилитация? Это недирективный подход в работе с группами (от англ. facilitate – помогать, направлять, облегчать). Это одновременно процесс, группа навыков и набор инструментов, позволяющих эффективно организовать групповое обсуждение, так чтобы переключить внимание в обучении и коммуникации с фигуры ведущего на группу и ее потенциал. Фасилитацию можно совмещать с разными профессиями, от преподавания до журналистики. Кем бы ты ни работал, этот подход может тебе пригодится.
– Моя задача как тренера-фасилитатора – прийти в группу, спросить, какая у нее цель, и направить группу к достижению цели. В чем разница между тренером группы и фасилитатором? Тренер может навязывать свою точку зрения, управлять группой, а фасилитатор только направляет, спрашивает, какие есть варианты, предлагает рассуждать. Он, как ниндзя, незримо присутствует, следит за работой и приходит на помощь, когда это необходимо, – объясняет Наталья Кривошапкина.
Цель фасилитации – нахождение верного метода, который позволит группе работать созидательно и результативно.
Тренер-фасилитатор владеет технологиями эффективной коммуникации, он умеет:
- направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
- отбирать действительно удачные решения группы;
- брать на себя риск, выходить самому и выводить участников фасилитации из зоны комфорта;
- работать с разными группами;
- ориентироваться во всех форматах бесед и встреч;
- сочетать разные инструменты и техники в процессе работы с группой;
- быстро реагировать на изменение обстановки, затруднения участников – и, соответственно, быстро их преодолевать;
- противостоять стрессу;
- открываться людям, мотивировать их на личностные изменения.
Фасилитатор поддерживает конструктивный диалог и оказывает одинаковое внимание всем участникам обсуждения, эффективно управляя дискуссией, но не вступая в нее. Фасилитация дает пространство для мнений, когда участники могут поверить в силу своего голоса. Результат – принятие группой лучшего из возможных решений.
Применить такие навыки можно в образовании, чтобы сделать обучение интерактивным и интересным, в бизнесе и проектной деятельности.
Наталья Кривошапкина отмечает, что хорошему фасилитатору следует развивать умение говорить, внимательность – чтобы наблюдать за динамикой группы или отследить, когда может начаться конфликт. Этому лучше всего учиться на практике. Обучиться этим компетенциям можно, например, в Институте кураторов в ТГУ.
Узнать на практике, что такое фасилитация, можно будет на тренинге в Ассоциации российских тренеров 21-22 марта.
Образовательный проект «Профессия в тренде» реализуется Управлением нового набора ТГУ в рамках программы «Правильный выбор» по сопровождению профессионального самоопределения и образовательного выбора абитуриентов. «Профессия в тренде» – это встречи и мастер-классы с представителями актуальных профессий, где будущие абитуриенты смогут познакомиться с самыми разными специалистами и оценить свой потенциал в выбранной профессиональной сфере. Зарегистрироваться для участия в новых встречах можно через гугл-форму.
Текст: Анна Захарова, ФЖ