Занятия по дополнительной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности «ГЕОшкола» для учащихся 8-11 классов проходили на геолого-географическом факультете Томского государственного университета с октября 2023 года по май 2024 года. После обучения в «ГЕОшколе» учащиеся могут оперировать базовыми терминами в области геологических и географических наук и решать простые практические задачи.
Программа позволила школьникам погрузиться в мир наук о Земле: геологии, географии, метеорологии, гидрологии, экологии и туризма, заложить основы естественнонаучного мировоззрения, которое соединяет все науки о Земле воедино и объединяет информацию обо всех процессах и явлениях, происходящих за счёт собственного развития планеты.
Комплексная программа и состоит из шести разделов: геологического, географического, метеорологического, гидрологического, экологического и туристического.
Школьники развивают способности анализа развития Земли, знакомятся с современными исследованиями планеты и познают её уникальные объекты. При выполнении практических заданий обучающиеся получают знания о работе с микроскопами, космическими снимками, различными картами, онлайн-сервисами по созданию туристических маршрутов и аудиогида.
Ученики получили навыки работы с приборами для выполнения измерений и наблюдений погоды, синоптическими картами, спутниковой информацией, геоинформационными системами для определения характеристик водных объектов, проведения анализов качества воды, устройстве экологической тропы и устойчивом развитии территории.
ЧТО ИЗУЧАЛИ И ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ НА КАЖДОМ МОДУЛЕ
«Современное исследование планеты»
На первом занятии «Современные методы географических исследований» школьники рассмотрели методы географических исследований для обработки, анализа и синтезагеографической информации.
«Космомониторинг природных процессов» — занятие, на котором ученики узнали историю становления метода, этапы его внедрения и возможности использования космомониторинга для изучения природы и хозяйства. Школьники также попробовали себя в освоении базовых навыков работы в ArcGIS.
На занятии «Человек — мощная геологическая сила?!» рассмотрели природное и антропогенное преобразование планеты и виды антропогенного воздействия, создали карты антропогенных ландшафтов.
Занятие «Города мира — история и современность» было посвящено городам прошлого, современности и будущего, влиянии природно-климатических условий на размещение населения, критерии выделения городских поселений и классификации городов, а также создали «свой» город.
Занятия разработали и провели студенты ГГФ Арина Оленникова, Павел Бойчук, Александр Козин, Софья Жарнова, Павлина Ильина, Павел Пырсиков, Иван Миллер, Варвара Зайцева.
«Такой разный туризм: от идеи путешествия к её реализации»
На модуле прошло 4 занятия.
«Пойдем в поход!» — встреча, посвящённая знакомству с основами спортивного туризма: туристским снаряжением, особенностью вязания узлов, навыками спортивного ориентирования.
На занятии «Что можно посмотреть в России?» ученики познакомились с туристскими ресурсами России и популярными маршрутами по стране, создали интерактивную карту-экскурсию по территории Томска.
«Проложи свой маршрут!» — на этом занятии обучающиеся самостоятельно разработали тур по Томску и Томской области.
На завершающем занятии «Есть такая профессия — экскурсовод» школьники познакомились с профессией и разработали фрагмент экскурсии на платформе IZI.travel.
Занятия разработали и провели Алексей Васильевич Пучкин, Екатерина Альбертовна Косова, Арина Федоткина, София Тарабанова, Ярослава Сёмина.
«Путешествие в изменчивый мир погоды»
На встрече «Занимательная метеорология» школьники изучили устройства метеорологической площадки и приборов для выполнения измерений и наблюдений погоды.
На занятии «Раскрась свою погоду» ученики попробовали представить себя в роли синоптиков.
«Прогноз из космоса» — занятие, на котором преподаватели рассказали школьникам про спутники, космические снимки и их анализ, а также попробовали проследить период «жизни» тропического циклона.
«Анализ метеорологических данных с использованием Python» — на этом занятии студенты показали школьникам, как с помощью программирования на языке Python можно провести анализ метеорологических данных.
Занятия разработали и провели Татьяна Владимировна Парежева, Лариса Геннадьевна Ананова, Анжелика Синотенко, Вероника Мацедон, Артур Аббазов, Максим Мирсанов.
«Вода вокруг нас»
«Водные объекты и их характеристики», где школьники узнали основные характеристики рек и озер и их бассейнов, научились измерять их средствами геоинформационных систем.
«Подземные воды, их проявление и использование» — здесь наши подопечные получили представление о подземных водоносных горизонтах, о различных факторах, влияющих на реальные экологические системы, и узнали всё об использовании подземных вод для целей водопользования.
«Источники питания водных объектов» — практическое занятие прошло в окрестностях шестого корпуса ТГУ и было ориентировано на проведение измерений характеристик зимних осадков и их расчётов.
«Изучение качества воды водоемов и рек» — на занятии ученики «ГЕОшколы» научились использовать приборы для экспресс-анализа качества воды и приобрели первичные навыки определения источников его ухудшения.
Занятия разработали и провели Дмитрий Александрович Вершинин, Александр Анатольевич Ерофеев, Александр Сергеевич Тарасов, Алина Юношева, Руслан Абдраимов, Дмитрий Сорокин, Даниил Тимошенко.
«Академия юного изыскателя»
На занятии «Изыскатель: кто он?» школьники узнали об инженерно-экологических изысканиях, их целях, задачах и этапах проведения, в теории и на практике познакомились с методом биоиндикации.
«Почва — индикатор состояния компонентов среды» — на этом практическом занятии ребята определяли гранулометрический состав, pH и окраску почвы, провели биоиндикацию растений по образцам из гербария, проанализировали тематические карты.
«Как исследовать загрязнение воды?» — студенты кафедры природопользования рассказали про исследования поверхностных, грунтовых и канализационных вод и познакомили школьников с основным приборами, с помощью которых определяют физические и химические показатели воды.
«Не верь своим чувствам: все ли загрязнители мы способны увидеть?» — обучающиеся «ГЕОшколы» расширили знания о физическом загрязнении окружающей среды и детально изучили порядок составления отчётной документации по результатам инженерно-экологических изысканий. В практической части занятия ребята самостоятельно поработали с дозиметром-радиометром и другими приборами для проведения радиометрических исследований, измерения уровня шума и теплового загрязнения.
Занятия разработали и провели Анна Владимировна Игнатьева, Алина Карасева, Варвара Кирячек, Григорий Седов, Екатерина Леонтьева, София Бийчук, София Дзун, Виктория Либуцкас.
ЗАЩИТА ИТОГОВЫХ ПРОЕКТОВ
Три недели школьники под руководством студентов-кураторов проводили исследования в выбранном направлении и обрабатывали результаты. Второго мая состоялась защита проектов обучающихся в «ГЕОшколе».
Темы проектов, участники проектной команды и их кураторы:
- «Томск в отражении озёр: прошлое, настоящее и будущее» — Александр Берзин, Максим Кадочников, Илья Охрименко, Илья Постных и Сергей Ситников. Куратор Арина Оленникова.
- «Сокровища Сахалина»: Ксения Подрезова, Лидия Вшивкова и Алена Колмагорова. Куратор Екатерина Альбертовна Косова.
- «Водный баланс и качество воды Университетского озера»: Борис Глушков, Алексей Толпаров и Леонид Масарновский. Кураторы Алина Юношева и Руслан Абдраимов.
- «Геологическая история Томска»: Анастасия Зажеко, Алина Тавлович, Михаил Михайличенко, Никита Германов и Никита Иванченко. Куратор Артем Андреевич Бибко.
- «Почвенно-экологический мониторинг г. Томска»: Анастасия Гришаева, Арина Филиппова, София Гурьева и Полина Арефьева. Кураторы Алина Карасева и Григорий Седов.
В качестве экспертов проектов были приглашены выпускники ГГФ:
- Степан Александрович Овсянников — заместитель начальника Томского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»;
- Андрей Борисович Семенцов — ведущий инженер группы контроля качества инженерных изысканий отдела управления изысканиями АО «ТомскНИПИнефть»;
- Юрий Сергеевич Пупышев — младший научный сотрудник лаборатории самоорганизации геосистем Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН;
- Дарья Андреевна Павлова — гид-экскурсовод;
- Ащепкова Ольга Сергеевна — выпускница кафедры природопользования.
Эксперты поделились своими впечатлениями от представления работ школьников.
— Замечательный праздник наук о Земле состоялся! Был очень счастлив принять в нем участие, — отметил Андрей Борисович Семенцов. — Особенно порадовала искренняя заинтересованность школьников в изучении естественных наук. Считаю, что развитие данного направления взаимодействия со школьниками позволит расширить их кругозор и познакомит с геолого-географическим факультетом Томского государственного университета.
Екатерина Альбертовна Косова была куратором модуля «Туризм», а затем руководителем команды проекта по разработке интерактивной карты «Сокровища Сахалина».
— Моя команда отважных «туристов» собирала информацию по природным, культурным достопримечательностям и инфраструктуре острова (места проживания и питания, службы проката автомобилей), а затем наносили эти объекты на Google-карту, — рассказала Екатерина Альбертовна. — Мне понравилось работать над проектом, мы с девочками из команды быстро нашли общий язык. Порадовало, что каждый внёс равноценный вклад в работу на всех этапах. А ещё в итоге мы сделали даже больше, чем было запланировано: девочки проявили инициативу и сами разработали буклет с картой-схемой Сахалина и QR-кодом на интерактивную карту — получилось очень лаконично, удобно и красиво! Как мне кажется, это было нашей изюминкой, благодаря которой проект был высоко оценён экспертами и получил первое место.
Одиннадцатиклассница гимназии № 13 Ксения Подрезова считает «ГЕОшколу» очень полезной:
— В «ГЕОшколу» меня привела любовь к географии и интерес к новому. Занятия познакомили со студенческой жизнью, с программой обучения разных направлений геолого-географического факультета. В конце обучения мы делали групповой проект, выбрали тему по созданию интерактивной карты туристских ресурсов. Наш куратор направлял нас в нужном направлении, подбадривал, работать было очень приятно и интересно, чему я очень рада и благодарна. Я думаю, мы заняли первое место, потому что были искренне увлечены процессом и заинтересованы выбранной темой туризма.
Ответственный секретарь отборочной комиссии ГГФ, менеджер «ГЕОшколы» Анастасия Сергеевна Гальченко уверена, что очень важно вовлекать школьников в университетскую среду и при этом применять абсолютно разные подходы к их обучению для того, чтобы вызывать больший интерес.
— В рамках ГЕОшколы ребята получили представление о разных направлениях подготовки, реализуемых на геолого-географическом факультете. Занятия проходили каждую неделю в разных форматах. Отдельно стоит отметить большое количество практической подготовки на каждом модуле. Участники смогли познакомиться с профессиональным оборудованием, приборами и микроскопами, используемыми в профессиональной деятельности. Кроме того, часть занятий проходила в ГИС-классе, где школьники осваивали специализированное программное обеспечение.
По мнению ребят, получить опыт участия в «ГЕОшколе» тоже очень ценно, ведь здесь собираются единомышленники, с которыми можно подискутировать на разные темы. Думаю, что углубленное изучение наук о Земле способствовало профессиональному самоопределению школьников. В завершение обучения каждый участник получил сертификат об окончании «ГЕОшколы», а авторы лучших проектов — дипломы, дающие дополнительные баллы при поступлении на ГГФ в ТГУ.
Руководитель «ГЕОшколы», кандидат географических наук, доцент кафедры географии Татьяна Николаевна Жилина отмечает, что идея создать школу появилась не случайно.
— Идея познакомить абитуриентов со всеми направлениями подготовки на факультете и с Томским государственным университетом появилась неслучайно, очень хотелось сделать и провести не разовое мероприятие, а системное с глубоким погружением в науки о Земле. Так появилась идея создать «ГЕОшколу». Несложно было собрать коллектив преподавателей и студентов и объединить его общей идеей, так как во множестве мероприятий со школьниками участвуют преподаватели и студенты всех направлений, также в городе много школьников, которые интересуются географией.
Главными результатами также считаю активное взаимодействие ГГФ с образовательными организациями Томска, увеличение количества школьников, которые хотят заниматься науками о Земле, тесную связь с выпускниками ГГФ, профессиональное совершенствование студентов ГГФ и сложившийся коллектив организаторов «ГЕОшколы», который ежегодно будет расширяться.
Геолого-географический факультет Томского государственного университета готовит высокопрофессиональных специалистов — географов, геологов, метеорологов, гидрологов, геоэкологов и туристов, деятельность которых основывается на фундаментальных знаниях о компонентах природы и экономике разных территорий на уровне причинно-следственных связей, а также на практических навыках проведения исследований в разных областях наук о Земле.
На факультете преподаватели, кроме образовательной деятельности, активно занимаются наукой, у студентов, помимо занятий, есть возможность развиваться и совершенствоваться профессионально, творчески и в спортивной деятельности. И при всём этом работа с абитуриентами проводится в широком спектре мероприятий общеуниверситетского и факультетского уровней.
Больше полезной информации о «ГЕОшколе», отзывы организаторов, экспертов и участников читайте на сайте ГГФ ТГУ.