Начавшийся учебный год может стать для Томского государственного университета рекордным по количеству новых программ и образовательных модулей. Как университет меняется под цифровую экономику и как при этом учитывает особенности современных студентов – представителей поколения Z, в интервью РИА Томск рассказал проректор по образовательной деятельности ТГУ Виктор Дёмин.
− В этом учебном году ТГУ запускает обучение по обновленным образовательным программам, в которых появились профессиональные модули (специализации), необходимые для развития цифровой экономики. Это "Искусственный интеллект и приложения" с профессиональными модулями "Индустрия 4.0", "Биоинформатика и биомедицина"; "Финансовые информационные технологии" с модулем "Цифровая экономика".
Кроме этого, впервые проведен набор на магистерскую программу Юридического института "Интеллектуальные и цифровые права": студенты будут изучать особенности авторского и патентного права, антимонопольное регулирование, право в области новых технологий – блокчейн, смарт-контракты, IPO и другие курсы.
Для магистрантов будут организованы стажировки в Роспатенте, РОСНАНО, Росатоме, Газпромбанке и других организациях. Программа такой направленности – первая для всего Сибирского федерального округа. Партнеры программы – Газпромбанк и Роспатент.
– Насколько вообще будущие работодатели включены в подготовку студентов?
– На многих специальностях (как на технических, так и на гуманитарных) работодатели – это одни из "двигателей" учебного процесса.
Так, Высшая школа журналистики активно вовлекает в образовательный процесс своих партнеров-работодателей. Здесь есть базовые кафедры с ведущими информационными агентствами – ТАСС, РИА "Новости". Студенты имеют возможность взаимодействовать с практиками высочайшего уровня на лекциях, мастер-классах, практиках. Эта школа одна из очень немногих в России осуществила совместную российско-китайскую аккредитацию образовательной программы, и первая в России – такую аккредитацию программы в области журналистки ("Журналистика и новые медиа"). Это, конечно, должно привлечь интерес китайских студентов.
Или, например, Высшая IT школа (HITS – Higher IT School) Института прикладной математики и компьютерных наук построена по новому принципу организации образовательного процесса, когда уже с первого года бакалавриата студенты вовлекаются в проектную и практическую деятельность, а на третьем курсе практически каждый уже работает в IT-компании. Здесь есть и полностью англоязычный трек, пользующийся популярностью у иностранных студентов.
– Как ТГУ выстраивает классическое фундаментальное образование, чтобы при прежнем качестве оно не потеряло своей актуальности?
– Приведу несколько примеров. В этом учебном году мы совместно с Университетом Маастрихта (Нидерланды) начинаем TISP (Tomsk International Science Program) – междисциплинарную бакалаврскую программу, в которой студент может построить сложную траекторию обучения, включающую математику, физику, химию, биологию, нейронауки, медицину. Программа полностью реализуется на английском языке. Этот образовательный проект призван сформировать у выпускников знания и компетенции, наиболее востребованные в ближайшие 10-20 лет. Реализовываться он будет на базе САЕ "Институт "Умные материалы и технологии".
Идея гармоничного объединения фундаментальных и прикладных компетенций реализуется в Институте прикладной математики и компьютерных наук, который ведет подготовку в бакалавриате и магистратуре по программам, совмещающим прикладную математику и IТ. Именно такое объединение привлекает передовые компании, создающие совместно с нами перспективные учебно-научные лаборатории.
А, например, в Институте экономики и менеджмента начата параллельная бакалаврская программа с Лондонской школой экономики и политических наук Университета Лондона – единственная такая программа за пределами Москвы. И здесь же совместно с зарубежными партнерами разработана и запущена магистерская программа по международному менеджменту.
– Особенности современного поколения абитуриентов – так называемого "поколения Z" – учитываются при формировании учебного плана?
– Да, мы прекрасно пониманием, что в университеты пришло цифровое поколение, основные отличия которого – "клиповое" мышление, желание воспринимать информацию по запросу "здесь и сейчас", активное использование различных цифровых гаджетов и приложений. И это накладывает новые требования на используемые образовательные технологии, а также обусловливает необходимость обмена опытом на фестивале "Лучшие образовательные практики" конференции EdCrunch и других.
В ТГУ создан Научно-образовательный центр "Институт передовых образовательных технологий", основной задачей которого являются исследования в области образовательных технологий, разработка и внедрение наиболее современных, эффективных технологий.
Кроме этого, этим вопросом активно занимаются Институт дистанционного образования, Центр развития качества образования, САЕ "Человек цифровой эпохи", ряд факультетов. Чаще всего эти технологии находятся на стыке образовательных и цифровых технологий, но не только.
– Например?
– Технология PBL (Problem Based Learning – проблемно ориентированное обучение) предполагает групповое решение поставленной проблемы, при этом студенты часть необходимых знаний находят и получают самостоятельно. Основной способ обучения при этом – групповое решение кейсов. Конечно, для реализации такой технологии необходима совершенно особенная организация как содержания, так и образовательного процесса.
В ближайшее время мы откроем Центр PBL, который будет осуществлять повышение квалификации и переподготовку в этой области преподавателей ТГУ и других университетов. Для этого совместно с Университетом Маастрихта реализован проект, в результате которого 10 преподавателей ТГУ становятся сертифицированными экспертами в области PBL.
В ТГУ реализуется проект по созданию цифровой платформы, которая позволяет преподавателю конструировать образовательные модули, применяющие VR/AR технологии. Этот проект выполняется совместно с нашими партнерами (компанией RUBIUS) и является отличным примером совместной разработки и реализации образовательной технологии.
Еще один пример – совместная разработка с нашим партнером – компанией ENBISYS – системы адаптивного обучения; пилотный проект реализован в области выравнивающего курса по математике для первокурсников. Создана онлайн-платформа адаптивного обучения – своего рода цифровой репетитор, ориентированный на особенности современных поколений обучающихся и обеспечивающий индивидуализацию обучения при оптимизации ресурсов.