Передовая инженерная школа «Агробиотек» Томского государственного университета выпустила три настольных игры для школьников и студентов. В игровом формате молодежь может узнать больше о сельском хозяйстве, химии, технологиях и инструментах будущего. Это поможет популяризировать науку и профессии агропромышленного комплекса. Специалисты «Агробиотек» уже выезжают в школы Томска и Томской области поиграть с будущими абитуриентами.
По данным доклада НИУ ВШЭ, одна из ключевых проблем современного российского АПК — нехватка квалифицированных кадров. Дефицитны как новые для отрасли специалисты, например, генетики или биоинформатики, так и вполне традиционные — агрономы, ветеринары, зоотехники. Одна из причин дефицита — низкий престиж аграрных профессий среди абитуриентов, стереотипы о сфере АПК.
Команда «Агробиотек» разработала «настолки» в конце 2024 года, чтобы привлечь внимание абитуриентов к сельскому хозяйству, а студентам предложить досуг и нетворкинг. Так, одна из игр — «Как объяснить мейоз?» — разработана по мотивам игры Alias, для нее сотрудники ПИШ подобрали 700 слов разного уровня — от школьных терминов, доступных понятий из сферы АПК до научных из сферы агробиотехнологий. В этой игре нужно, например, объяснить, что такое клетка, пшеница или апоптоз.
В основу игры «Спаси агробиотехсектор» заложена механика «Мафии», только вместо мафии — колорадский жук и вредная долгоножка, цель которых — уничтожить картофель. Спасти его пытаются селекционер, агроном и молекулярный биолог. В эту игру смогут играть и студенты, и школьники.

Фото: ПИШ ТГУ
Еще одна «настолка» для школьников — «Химимариум», ее автором стала студентка первого курса химического факультета ТГУ Полина Букреева. По сюжету доктор Молекулус оказался в заточении из-за своего изобретения — «уменьшителя». За отведенное время игроки, соединяя пазлы с химическими элементами, пробираются все ближе, чтобы спасти доктора. Игра-приключение учит подростков решать химические задачи и строить формулы, называть их.
— Для меня химия еще с 8 класса была похожа на игру с пазлами или головоломками, поэтому мне хотелось создать настолку, чтобы облегчить понимание этого предмета, ионного обмена, строения элементов. «Химимариум» для школьников нехимического профиля дает понимание предмета на базовом уровне, а вот для детей по профилю — это не просто игра, а одновременно азарт и расслабление, — рассказала Полина Букреева.
Оформлением игр занималось коммуникационное агентство «Медиабюро», а студенческое конструкторское бюро ПИШ ТГУ разработало коробки для хранения и транспортировки игр. Специалисты «Агробиотек» уже выезжают в школы Томска и Томской области поиграть с будущими абитуриентами. Школам-партнерам ПИШ подарят 27 игровых наборов.
— Мы уже играем со школьниками в игры. С помощью них дети, например, тренируют описательный аппарат, пополняют лексический запас по биологии и химии. Игры становятся поводом, чтобы погрузить детей в сферу АПК — поговорить о профессиях и возможностях, разработках наших ученых, — рассказала заместитель директора Образовательного центра НОЦ ПИШ «Агробиотек» Оксана Базаева.
В планах команды ПИШ ТГУ проводить также университетские соревнования по выпущенным играм.
Справка: Научно-образовательный центр «Передовая инженерная школа «Агробиотек» (НОЦ ПИШ «Агробиотек») создан на базе НИ ТГУ в 2022 году при поддержке высокотехнологичных компаний и научно-образовательных организаций. ПИШ ТГУ реализует новый тип инженерной подготовки, который позволяет выпускникам владеть современными знаниями о природе живого, навыками цифрового моделирования и управления технологическими процессами для создания прорывных исследований и разработок в сфере агро-, био- и экотехнологий.