В условиях технологической революции, которую переживает мир, одной из наиболее динамично развиваемых областей является беспилотный транспорт. Успешность выполняемых им задач в первую очередь зависит от интеллектуальных надстроек, или «мозга» беспилотников. Факультет инновационных технологий Томского государственного университета с начала учебного года 2022/23 запускает новую магистерскую программу – будет готовить специалистов, способных использовать технологии ИИ, в частности, машинное обучение, для интеллектуализации БПЛА и беспилотного наземного транспорта.
Партнёром программы выступает компания «Геоскан» – один из российских лидеров в разработке и производстве беспилотных летательных аппаратов.
– Первый набор на новую магистерскую программу «Компьютерная инженерия, прикладной искусственный интеллект и робототехника» составит 10 человек. Все они будут обучаться на бюджетной основе, – рассказывает заместитель декана по науке факультета инновационных технологий ТГУ Дмитрий Шашев. – На протяжении двух лет магистранты будут изучать разные стороны конструирования, проектирования и интеллектуализации БПЛА и наземного беспилотного транспорта. Особенностью программы является то, что она будет сфокусирована на исследовательской составляющей. С первого семестра студенты будут заниматься исследовательской деятельностью, решать научные задачи, нацеленные на создание практических разработок.
В настоящее время идёт активное формирование рынка, как мирового, так и российского, связанного с беспилотным транспортом и автономным вождением. К примеру, это направление активно развивают КАМАЗ, Яндекс, StarLine, «Геоскан» и ряд других компаний. Сейчас компаниям – лидерам развития этой отрасли в РФ нужны специалисты, способные разрабатывать «мозг» для умных автомобилей и дронов. В рамках новой магистерской программы ФИТ ТГУ студенты будут получать знания и профессиональные навыки аппаратного инженера и программиста.
– У нас фокус на робототехнику, то есть на выходе выпускник доложен уметь не только хорошо программировать, но и понимать, как это будет работать в вычислителях, причём, не просто в компьютере, а в одноплатных компьютерах, которые ставятся на борт БПЛА или беспилотного автомобиля, – поясняет Дмитрий Шашев. – В формировании программы нам помогали промышленные партнёры, которые являются заказчиками некоторых дисциплин. В первую очередь, это «Геоскан», с которым у ТГУ подписано соглашение и налажено плотное сотрудничество.
На базе компании-партнера студенты ФИТ, занятые в научно-исследовательской работе по беспилотникам, уже проходят практику. Магистранты новой программы также будут получать там практические профессиональные навыки.
Как отмечают разработчики, подобная магистерская программа реализуется в ТГУ в том числе и на английском языке. На протяжении пяти лет по ней готовят студентов дальнего зарубежья. Лучшие выпускники ежегодно поступают в аспирантуру, где продолжают развивать выбранную ими тематику.
Добавим, что выпускники новой магистратуры «Компьютерная инженерия, прикладной искусственный интеллект и робототехника» получат широкие компетенции в области использования и создания технологий ИИ, в особенности, по работе с нейросетями. Это сделает их высоко востребованными не только в новом узкопрофильном сегменте наземного и летательного беспилотного транспорта, но и в целом на рынке IT.